История института Уполномоченного
В общественном сознании граждан РФ и общества в целом очень медленно, но неуклонно формируется понимание того, что человек, его права и свободы являются главными ценностями современного мира.
Права человека являются одной из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшей через века. Универсальный характер права человека приобрели в развитых европейских странах в XVII - XVIII веках. Особая заслуга принадлежит в этом процессе буржуазной революции во Франции. Немалую роль сыграло и создание Соединенных штатов Америки.
Концепция прав человека в современном виде сложились в результате победы над фашизмом во второй Мировой войне. Державы-победители сумели объединить мировое сообщество в универсальной межправительственной организации – Организации объединенных наций (ООН), главной целью которой стало избавление будущих поколений от бедствий мировых войн.
В результате переосмысления пережитого мировым сообществом именно ООН была разработана и в 1948 году принята Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека - это основополагающий документ. Этот документ и в настоящее время влияет на развитие политических и социальных процессов во всем современном мире. Большинство государств Земли, ориентированных на правовую форму государственного устройства и создание гражданского общества, заимствовали нормы Всеобщей декларации прав человека для создания собственных конституционных актов. Всеобщая декларация во многом способствовала формированию в послевоенном мире новых международных обычаев и в той или иной степени способствовала закреплению новых гуманистических принципов в национальных законодательствах практически всех государств планеты. Развитием положений Всеобщей декларации стали Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах ребенка и другие подобные международные документы.
В России в начале 90-х годов прошлого столетия начался активный процесс создания собственных внутригосударственных механизмов и процедур защиты прав и свобод человека. Верховный Совет Российской Федерации 22 ноября 1991 года принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина в РФ. На референдуме 12 декабря 1993 года всенародным волеизъявлением была принята новая Конституция России. Статья 18 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием».
В июле 1990 года после ратификации в нашей стране вступила в силу Конвенция о правах ребенка. В мае 1998 года Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека. Национальное законодательство достаточно динамично приводится в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. В России произошли позитивные изменения не только в декларировании прав и свобод человека и гражданина, но и в создании реальных инструментов для их полноценной реализации.
Основными государственными органами защиты прав человека и гражданских свобод в современной России являются судебные органы и административно-правовые структуры исполнительной власти (прокуратура, органы внутренних дел, отраслевые и территориальные органы управления). Совершенно новыми элементами российской государственной правозащитной системы стали Уполномоченные по правам человека в РФ и регионах, Уполномоченные по правам ребенка. Сформировались и продолжают развиваться негосударственные гражданские институты правозащитной системы России.
Впервые государственный правозащитник (королевский омбудсмен) появился в Швеции в 1809 году. Позже в Швеции появились и парламентские омбудсмены. В течение почти полутора веков этот государственный правозащитный институт существовал только в скандинавских странах и практически в неизменном виде существует и настоящее время.
После второй мировой войны институт омбудсмена стал получать распространение во всем мире. Сейчас государственные правозащитники, имеющие разную степень полномочий и влияния, существуют уже почти в ста странах мира. В настоящее время этот государственный институт, носящий в разных странах мира различные названия (Защитник прав граждан - Испания и многие латиноамериканские страны, Комиссар по делам администрации - Великобритания, Модератор - Франция), рассматривается мировым сообществом как один из основных механизмов разворота интересов государственной машины к нуждам и чаяниям конкретного человека, улучшения администрирования и системы государственного и местного самоуправления и достижения наилучшего исполнения органами власти всех ветвей и уровней своих конституционных обязательств перед своими гражданами и другими людьми, находящимися на их территории.
История существования Уполномоченного по правам человека в России (омбудсмена – по общепринятой международной терминологии) весьма непродолжительна. Институт Уполномоченного по правам человека как государственный институт возник в нашей стране относительно недавно, находится в стадии становления и не имеет пока каких-то укоренившихся обычаев и традиций. Его не было ни в дореволюционное, ни в советское время. Первое официальное закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Декларации прав и свобод человека и гражданина в РФ. Впоследствии идея Уполномоченного была закреплена в ст. 103 Конституции России.
Первым российским Уполномоченным по правам человека стал известный правозащитник С.А. Ковалев. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (далее – ФКЗ), гарантирующий реальную независимость российского омбудсмена от всех ветвей власти, был принят только в 1997 году.
В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым (и пока единственным) юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.
Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П. Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.
18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова. Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010).
Статья 5 указанного ФКЗ гласит «В субъекте РФ в соответствии с его Конституцией или Уставом может создаваться институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Уполномоченные по правам человека действуют уже в более чем в половине субъектов РФ. Их общее количество превысило количество их коллег в европейских странах.
В Северо – Западном федеральном округе Уполномоченные по правам человека есть в г. Санкт- Петербурге, Республике Коми, Республике Карелия, Новгородской области, Архангельской области, Калининградской области и в Ненецком автономном округе.
В 2006 году Собранием депутатов был разработан законопроект «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ненецком автономном округе». Далее в процессе работы над этим законопроектом Администрацией Ненецкого автономного округа был подготовлен и внесен на рассмотрение в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа (далее - НАО) законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе». В процессе обсуждения указанных законопроектов, разработчики тщательно изучили опыт и практику создания институтов Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребёнка и на федеральном уровне, и на уровне российских регионов. В результате этой работы в целях оптимизации исполняемых функций и затрат на содержание было принято решение создать один окружной государственный правозащитный институт, обеспечивающий реализацию обоих направлений государственной правозащиты.
По завершении работы над законопроектами 02 октября 2006 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа был принят закон Ненецкого автономного округа № 760–ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе».
В соответствии со статьями 1 и 4 закона НАО от 02.10.2006 № 760-ОЗ Уполномоченный по правам человека в НАО был наделен также дополнительно полномочиями Уполномоченного по правам ребёнка. Принятием этого окружного закона в НАО был создан внесудебный механизм защиты прав и свобод человека, призванный обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав, свобод и законных интересов ребёнка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Ненецкого автономного округа.
Закон также определил задачи, функции, полномочия, компетенцию, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в НАО, организационные формы и условия обеспечения его деятельности, условия финансирования, ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного.
18 октября 2007 года на очередной сессии Собрания депутатов Ненецкого автономного округа 25 созыва из трех кандидатов на эту должность был назначен Дульнев Борис Николаевич.
10 февраля 2011 года на сессии депутатов Ненецкого автономного округа 26 созыва тайным голосованием, единогласно вновь назначенным Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе стала Татьяна Николаевна Бадьян. Ранее работала директором МОУ СОШ №4 г. Нарьян-Мара и является депутатом МО «Городской округ «город Нарьян-Мар».
По итогам выборов 14 сентября 2014 года Татьяна Бадьян была избрана большинством голосов депутатом в Собрание депутатов НАО по одномандатному избирательному округу № 8 и в связи с избранием досрочно прекратила полномочия Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе с 29 сентября 2014 года.
5 марта 2015 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа на должность Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе был назначен Александр Белугин. За кандидатуру Александра Егоровича путём тайного голосования проголосовали 13 из 18 присутствующих на сессии окружных депутатов, 2 – против и 3 воздержавшихся.
22 декабря 2016 года Собранием депутатов НАО Лариса Свиридова назначена Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе. Назначение поддержано Ассоциацией ненецкого народа «Ясавэй», региональными отделениями Всероссийского Красного креста, Всероссийского общества инвалидов, ветеранской организации «Боевое братство», Ассоциации юристов, Российского союза молодежи.
24 ноября 2022 года на 49-й сессии Собрания депутатов НАО была представлена кандидатура Екатерины Ждановой на должность Уполномоченного по правам человека в Ненецком АО.Кандидатуру представил губернатор округа Юрий Бездудный. Депутаты большинством голосов одобрили кандидата: 16 - за, один голос против.